Мультимодальная перевозка — транспортировка грузов по договору с одним перевозчиком с применением различных видов транспорта. Перевозчик вправе использовать транспорт других контрагентов, но вся ответственность перед заказчиком лежит на генеральном подрядчике, у которого заказана перевозка. Организацию мультимодальной перевозки груза нужно начинать с комплексного планирования маршрута. Следует тщательно продумать график движения с пунктами перегрузки и стоянками в пути. Это важно, так как за одной неучтённой деталью могут последовать простои и, как следствие, потеря денег.
Особенности мультимодальных перевозок .
Мультимодальные международные перевозки используются в таких случаях:
- нет прямого сообщения единым видом транспорта между отправителем и получателем груза;
- прямое сообщение единым видом транспорта не подходит грузополучателю по причине высокой цены или длительного срока поставки;
Получатель груза также может заказать перевозку разными видами транспорта у разных перевозчиков, такой тип перевозки называют интермодальной. Существует определённая разница между мультимодальными и интермодальными перевозками. По сравнению с мультимодальной, последняя имеет ряд недостатков:
- увеличивается количество организационной и бумажной работы;
- очень трудно найти виновную сторону в случае, если груз получен не в срок, или в неидеальном состоянии;
- если перевозчики используют не свой собственный транспорт, то цена получается выше, так как увеличивается количество агентов и их агентских вознаграждений.
За сохранность груза отвечает генеральный подрядчик. Заказ перевозки у разных транспортных компаний разными видами транспорта целесообразен, когда один из перевозчиков использует собственный транспорт и может предоставить более выгодные цены. Также есть отдельные случаи, когда заказчику выгодно «спрятать» одно из звеньев перевозки, оплатив его отдельно. Безусловным плюсом размещения заказа у одного перевозчика является возможность переложить часть организационных вопросов и ответственности на его плечи.
Алгоритм принятия решений.
У любой мультимодальной перевозки есть лишь один недостаток — большое количество стыковок и перегрузов товара. Поэтому при принятии решения в пользу мультимодальной перевозки важную роль играет надежность транспортной компании.
- Не рекомендуется размещать сложные заказы у новичков на рынке, у транспортников локального масштаба, у компаний с плохой финансовой ситуацией.
- Вы также вправе заранее потребовать от своего генерального подрядчика информацию обо всех контрагентах, принимающих участие в перевозке, чтобы навести о них справки.
- Внимательно изучите контракт. Ваша задача убрать из него ссылки на третьи лица. Вы размещаете заказ и платите определённой компании, значит, ответственность перед вами тоже несет именно эта компания.
- В контракте и приложении к нему четко должна быть указана стоимость работ и сроки их выполнения. Даже, если эти показатели «обтекаемы», то все равно есть смысл привязаться к конкретному сроку и стоимости, а отдельным пунктом указать, что дополнительные затраты и изменения сроков согласовываются в отдельных соглашениях.
Особое внимание, впрочем, как и в любых других операциях, следует уделить документам, коммерческим инвойсам, коносаментам и т.п. Результаты их неправильного заполнения неприятны и обширны, начиная от штрафа и заканчивая арестом груза. Пакет документов для растаможки товара лучше оформлять ещё до того, как груз будет отправлен. Опытность организатора мультимодальных перевозок в этой сфере — залог успеха.
Виды мультимодальных перевозок грузов.
В зависимости от типа транспорта, используемого на основном участке пути, выделяют: железнодорожные, водные (морские, речные), авиа- и автоперевозки.
- Автоперевозки попадают в категорию мультимодальных, когда используется сложная схема с забором груза у нескольких поставщиков мелким автотранспортом с последующей его консолидацией и дальнейшей доставкой более грузоподъемным транспортом. Или наоборот, когда основной путь товар проделывает в крупногабаритном транспорте, а на местах осуществляется адресная доставка разным получателям, заказчик при этом один. Такая схема считается одной из самых сложных. Чаще используется для экспорта продукции, например, в несколько стран ЕС, где таможенное законодательство более лояльное, чем в странах нашего региона. Для импорта мультимодальная автоперевозка используется редко, так как подразумевает несколько таможенных очисток. А у нас проще и дешевле растаможить сразу всю партию товара. С этой целью можно нанять своего представителя в таможне (брокера).
- Водные, они же контейнерные мультимодальные перевозки, в чистом виде встречаются очень редко, т.к. отправитель и получатель редко бывают связаны единой водной артерией. Самые популярные условия поставки товара на внешнеторговом рынке — это FOB. При экспорте это означает, что вы обязуетесь доставить товар в порт и осуществить погрузку на судно за свой счет, после чего ваша ответственность заканчивается, т.е. места для мультимодальности здесь просто нет. При импорте на условиях FOB вы заказываете и оплачиваете цену фрахта морем, портовые работы и стоимость контейнерных перевозок по ж/д или автоперевозку к месту таможенной очистки. Определяясь с генеральным подрядчиком, обратите внимание на стоимость именно отрезка пути от порта до таможни. Цена морского фрахта и погрузочно-разгрузочных работ напрямую зависит от судоходной линии и большинство операторов рынка способно предложить почти идентичные цены, ваша задача — им об этом напомнить. Цена же на транспортно-экспедиционное обслуживание может сильно отличаться, в зависимости от того, располагает ли генеральный перевозчик собственным автопарком тягачей.
- Мультимодальные железнодорожные перевозки подразумевают долгий путь товара по железной дороге после перевалки его в порту, доставку груза автотранспортом от склада до вагона или наоборот. Самолет с ж.д. транспортом комбинируется в очень редких случаях. К мультимодальной ж.д. перевозке прибегают для транспортировки отдельных групп товаров (зерновых, насыпных, тарных и пр.) в больших индустриальных количествах с целью удешевления его конечной стоимости за счет более низкой цены ж.д. транспорта. При заказе такой перевозки следует уточнить у потенциального подрядчика, работает ли он непосредственно с собственниками и операторами подвижных составов, в противном случае главное достоинство мультимодальной железнодорожной перевозки, низкая цена, нивелируется дополнительными агентскими вознаграждениями.
- Мультимодальные авиапервозки целесообразнее заказывать у крупного оператора, работающего именно с авиатранспортом. С финансовой точки зрения применение мультимодальной авиапервозки выгодно при доставке мелкогабаритных грузов в сжатые сроки. Принимая решение о размещение заказа, уточняйте: агентом каких авиакомпаний является ваш будущий партнер. Если список обширный, значит у вас больше шансов на лучшую цену и оптимальный маршрут следования. Большой удельный вес на рынке авиаперевозок занимают крупные международные операторы, которые располагают и собственным автопарком. У них мы и рекомендуем размещать заказ на мультимодальную авиаперевозку. Стоимость мультимодальных перевозок груза фиксирована. Обдумывая вопрос, каким видом транспорта доставить груз, и у какого оператора разместить заказ на перевозку, будьте хладнокровны и руководствуйтесь только собственной выгодой. В мире бизнеса существуют лишь три составляющие алгоритма принятия решения — скорость, качество и цена. Ваша задача — найти нужный баланс.